История нового года

Новый год в РоссииНОВЫЙ ГОД — праздник, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года. Отмечается многими народами в соответствии с принятым календарём. Обычай праздновать Новый год существовал уже в Древней Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры. Начало года с 1 января было установлено римскимправителем Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. В Древнем Риме этот день был посвящён Янусу — богу выбора, дверей и всех начал. Месяц январь получил своё название в честь бога Януса, которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперёд, а другое — назад
 

Российский Новый год

История появления нового года Один из календарных праздников. До XV века на Руси новый год начинался не с января, как в настоящее время, а с 1 марта (как в республиканском Древнем Риме) (в некоторых разновидностях календаря около этого числа, возможно в ближайшее полнолуние), или с 1 сентября как в Византии, по юлианскому календарю. С 1492 года официальной датой для Нового года становится 1 сентября, в соответствии с церковным календарём.

Сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России стали праздновать, как и в других странах Европы, 1 января (но, в отличие от европейских стран, по юлианскому календарю).

Законом от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» 1 января стало нерабочим днём. Начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии сгригорианским календарём. С 1930 по 1947 год 1 января в СССР было обычным рабочим днём. 23 декабря 1947 года указом Президиума ВС СССР 1 января стало праздничным и выходным днём. По закону от 25 сентября 1992 года в РФ также и 2 января стало выходным.

Законом от 29 декабря 2004 г. с 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы, и эти дни объявлены нерабочими (до того нерабочими днями были только 1 и 2 января), а с учётом выходных дней и Рождества Христова отдых при пятидневной рабочей неделе фактически длится, как правило, 10 дней (в отдельные годы в их число входят и последние дни декабря): исключение к 2015 г. составили только 2014 г., когда отдых длился лишь восемь дней, и 2015 г., когда его продолжительность составила 11 дней. При этом первым днём каникул в разные годы оказывалось (фактически) 30 декабря — 1 января, последним 8—11 января.

С 2013 года, согласно поправкам к статье 112 ТК РФ от 23.04.2012, к новогодним каникулам добавились 6 и 8 января

 

Новогодняя ёлка в России

 

Верните новый год детямЕщё до революции сложился обычай праздновать Рождество, наряжая ёлку и проводя детский праздник. Однако забава эта была недешёвой и доступной для обеспеченных детей. С конца 1920-х годов в России Рождественская ёлка оказалась под фактическим запретом как «буржуазный», «поповский» и антисоветский обычай. В 1935 году, по предложению Павла Постышева, в СССР решили вернуться к празднованию ёлки, сделав её не Рождественской, а Новогодней.

«Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: “Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город”. <…> Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали. <…> Постышев поднял тогда вопрос: “Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская ёлка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям ёлку?” Сталин поддержал его: “Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим”. Так это и произошло. Постышев выступил в “Правде”, другие газеты подхватили идею»


28 декабря в «Правде» вышла короткая статья Постышева, в которой нападки на ёлку были названы «левым загибом» и «следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец».


Подробнее об этих событиях

Запрет нового года


После революции Дед Морозвместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям

Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК

СССР П. П. После публикации Постышква в газете «Правда» статьи, где он предложил организовать для детей празднование Нового Года, по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики. Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в СССР Харьковском Дворце пионеров (открыт в 1935 году) — 31 декабря 1935 прошла первая в СССР после «реабилитации» официальная новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов.

 

Дед Мороз

Русский дед морозДед Мороз — сказочный персонаж восточнославянского городского фольклора, олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду. Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также славянских представлений о Морозе.

В Новый год приходит Дед Мороз и дарит детям подарки, которые приносит в мешке за спиной. Часто изображается в синей, серебристой или красной шубе, расшитой узорами, в шапке (а не в колпаке), с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей, на лыжах или передвигается пешком.

Дед Моро́з — главный сказочный персонаж на празднике 
Н
ового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка.

Дед Мороз изображается как старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, Нового Года — мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имеется цифровое обозначение наступающего/наступившего года). Мальчик Новый год является своеобразным преемником Деда Мороза, наиболее часто изображён на Новогодних открытках конца 1950-х — середины 1980-х годов, после чего популярность этого персонажа стала падать и к настоящему времени он почти забыт. Также деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

Исследования

В своём исследовании С. Б. Адоньева (российский филологфольклористантропологДоктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств.) указывает, что канонический образ Деда Мороза с внучкой Снегурочкой как обязательных персонажей новогоднего праздника сформировался уже в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Е. В. Душечкина, в принципе соглашаясь с таким мнением, указывает на более древние источники формирования образа. Более подробно она рассматривает этот вопрос в отдельной книге.

Славянская мифология

Формирование образа Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см.Морозко). Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. 

Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья — традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же Мороза просили не приходить летом и не портить урожай.

 
 

В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году, с публикацией сборник  сказок«Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. Среди прочих, там была сказка «Мороз Иванович». В ней впервые дана литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванов

ич приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делае

т, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу ХХ века уже складывается знакомый образ Деда Мороза. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» .


Дед Мороз и православие
 

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу ещё в начале XX века было неоднозначным. Ведь в своих истоках это языческая персонификация сил природы (зимы и мороза) и волшебник, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.

На эту тему высказывался в 2000 году, во время своего визита в Вологду, митрополит Сергий: «… Дед Мороз — это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза — это нормальное развитие нашей светской духовной традиции.»

 

01.01.2016
К другим материалам СМИ

Каталог